Среди множества даров, данных Господом человеку, есть уникальный дар совести. Чтобы человек мог распознать, что приближает его к Богу, а что отдаляет от Него, Он Сам вложил в сердце человека этот голос. В глубине своей совести человек открывает закон, который он не сам дал себе, но которому должен повиноваться. «Совесть – это закон нашего духа, — писал Джон Генри Ньюман, — но она превосходит наш дух, она отдает нам приказания, она указывает нам ответственность и долг, страх и надежду […] Она – посланница Того, Кто – в мире природы, как и в мире благодати – говорит с нами сквозь покрывало, учит нас и управляет нами. Совесть –высший из всех наместников Христа».
Исключительность этого дара состоит в том, что человек в совести слышит голос Бога и отчетливо понимает этот голос, хотя при этом не звучат привычные слова, не выстраиваются предложения. Совесть – великое средство Божественной педагогики, в котором Бог приоткрывает нам Свою сущность Бога милостивого, терпеливого, требовательного и вместе с тем деликатного, уважающего свободу человека. В совести Бог «велит» нам поступать так или иначе, но при этом не насилует нашей воли, потому что голос совести мы распознаем не как что-то внешнее, навязанное кем-то извне, но как внутренне присущее нам качество, он дан нам «изнутри».
Но совесть может и заблуждаться. Человек состоит из плоти и духа, и потому поставлен на грани двух миров. В этом его сила. В этом же и его слабость. В нем может происходить борьба между плотью и духом, он может оказаться в плену страстей, быть раздираем противоречиями. Воображение, чувственность могут поставить все вверх дном, и в шуме поднятой ими бури голос совести может потонуть. Более того, влияние чувственности на духовность может привести к тому, что сам свет совести в шуме поднятой им бури может потонуть; сам свет совести окажется затемненным и правильность его суждений будет нарушена: совесть может потерять свою проницательность. «Нередко случается и так, — пишут отцы Второго Ватиканского собора в конституции Радость и надежда, — что совесть заблуждается вследствие неодолимого неведения, хотя и не теряет при этом своего достоинства. Однако этого не скажешь о человеке, мало заботящемся о поисках истинного и доброго: в силу привычки ко греху совесть его мало-помалу почти заглушается» (16). А в Катехизисе сказано: «Незнание Христа и Его Евангелия, дурные примеры, подаваемые окружающими, рабство страстям, отказ признать авторитет Церкви и ее учения, отсутствие обращения и любви могут быть источниками ошибочности суждения в нравственном поведении» (1792).
И действительно, есть люди, которые живут в уверенности, что все, что они делают – плохо и даже грешно. Вспомните, например, когда вам приходили на ум нечистые помыслы или по простой забывчивости, съели в пятницу котлету. Совесть съедала вас, многие из вас рвали на себе от отчаяния волосы и возводили свой мнимый грех в ранг космической катастрофы. Это пример совести, которая видит грех там, где его нет.
Есть люди с «широкой (либеральной) совестью», которые не видят греха там, где он есть. Такая совесть практически не выполняет своей роли. Человек с такой совестью всегда найдет оправдание своим поступкам. Унести домой с работы инструмент («это не украсть — он ведь все равно ничей»), не находить времени для того, чтобы навестить пожилых родителей или поиграть с ребенком, постоянно напиваться («сейчас все пьют или употребляют наркотики»), жить добрачной половой жизнью («мы ведь любим друг друга». Все это примеры «широкой» совести. Мы встречаем их на каждом шагу.
Есть также люди с неуверенной совестью. Они не знают, хорошо это или плохо («Аборты? Эвтаназия? Я ничего не понимаю в этом») и не желают знать. Такие люди легкомысленны, безответственны и нравственно равнодушные.
Вам, наверняка, доводилось встречать таких людей. Почему их совесть не подскажет им, как следует поступать?
Следует знать, что совесть поддается воспитанию: она способна изменяться в лучшую или худшую сторону. Плохие склонности могут оказывать на человека более сильное воздействие и поэтому совесть его может ошибаться. Положение еще более усугубиться, если человек часто действовал против совести и ее голос в душе стал приглушенным (то есть, человек очень слабо его слышит).
Другой результат плохого воспитания совести – это когда она становится чересчур широкой (то есть, когда человек со спокойной совестью позволяет себе то, чего не позволяют себе нормальные люди).
Формирование честной, чуткой и верной совести в значительной степени дело религиозного воспитания и самовоспитания. Человек, который не получил правильного нравственного и религиозного воспитания оказывается в худшем положении.
Мы знаем: благо то, что согласно с Божией волей. Бог – высшая норма нравственной жизни. Но этого не достаточно. Пока нравственные нормы существуют «вне нас», они «не работают». Необходимо их познать и усвоить.
Проблема воспитания совести – злободневная и трагическая проблема наших дней. Мы приобретаем множество знаний, но не думаем о формировании совести. «Добрая и чистая совесть освещена подлинной верой. Ибо любовь исходит одновременно ‘от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры’ (1 Тим 1, 5)» (ККК, 1794). А в документах собора сказано: «Чем больше преобладает правая совесть, тем больше отдельные личности и группы людей удаляются от слепого произвола и стараются сообразоваться с объективными нормами нравственности» (Радость и надежда, 4).
Каждый человек, а тем более христианин, должен заботиться о воспитании своей совести. Наиболее действенными средствами воспитания совести являются Священное Писание («Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр 4, 12) и молитва. Очень важным является изучение церковных документов, посвященных тем или иным аспектам нашей жизни (документы соборов, папские послания, документы конгрегации вероучения, пастырские послания местных епископов).
У многих христиан есть такие проблемы, относительно которых они не согласны (или не понимают) учения Церкви (аборт, эвтаназия, неразрывность брака, добрачные половые отношения, искусственное оплодотворение). Это – пример неверно сформированной совести.
Предлагаю каждому «упражнение» на Великий Пост: выбрать одну из таких «трудных», «спорных» для Вас проблем и сделать постановление лучшего ее изучения с целью распознания Божией воли и учения Церкви по этому вопросу. Читайте соответствующую католическую литературу, посвященную этим вопросам, размышляете о нем, молитесь о распознании Божией воли в этом вопросе и принятии этой воли. Это позволит Вам привести свою совесть в соответствие с волей Божией. И тогда каждый сможет сказать вместе с Апостолом Павлом: «Совесть моя в Духе Святом» (Рим 9, 1).