Воззрения на природу религии и способы ее определения на протяжении истории менялись. Древнееврейский язык не знает отдельного слова для обозначения религии (оно появилось только в современном иврите). Не было специального однозначного термина для обозначения религии и в греческом языке. Первые христиане стали употреблять его при столкновении с верованиями Римской империи. Однако у них не существовало термина для отличия собственной веры от веры римлян. Поэтому к слову religia христиане часто добавляли прилагательное vera (истинная religia).
1. Значение слова „религия”
Этимология латинского слова religia, используемого во многих современных языках, до конца неясна. Сегодня рассматриваются три варианта его происхождения: от relegere – прочитать наново, снова обратиться к чему-то; от religari – быть связанным, связываться; от rеeligere – выбирать наново(1).
Для классического понимания слова «религия» в сфере западной культуры решающее значение имело его истолкование Цицероном, воспроизведенное впоследствии христианским апологетом ритором Лактанцием. Так, согласно Цицерону, значение слова religia происходит от religеre, что означает «обращать на что-то особое внимание», «воздавать честь богам» или «добросовестно соблюдать». Поэтому религию он определял как «добросовестное исполнение всего того, что принадлежит культу богов». Лактанций выводил термин religia от слова religare и толковал его в смысле «наново связывать с Богом». Оба эти автора предполагают существование двух различных сфер – священного (sacrum) и профанного (profanum). Это разделение оказало решающее влияние на европейское понимание религии. Большую роль в его популяризации сыграли Блаженный Августин, святой Исидор Севильский и святой Фома Аквинский. Все последующие определения религии исходили из этого, ставшего своего рода классическим эталоном. Оно вполне удовлетворяло исследователей до тех пор, пока развитие религиоведческих работ не привело к ряду трудностей. Связаны они были в первую очередь с открытием древних и богатых культур вне пределов европейского континента: Китая, Индии, Америки (2).
Китайское выражение цзяо имеет в первую очередь значение учения и включает в себя не только религиозное созерцание, но и такие понятия как мышление, мировоззрение и философию. Оно вошло в качестве составляющего в название трех основных религий Китая: конфуцианства (жу цзяо), даосизма (дао цзяо) и буддизма (фо цзяо). Этому значению соответствуют японское и корейское понимание религии.
В Индии для обозначения понятия «религии» используется санскритское слово дхарма. Оно выражает непоколебимый порядок мира, а также нормативную истину и соответствующие ей поступки.
Согласно учению Корана религией Аллаха является ислам (Сура 3, 18). Во времена Мухаммеда в Аравии для обозначения религии употреблялось слово дин (dín). Оно обозначает «обычай», «традиция», а также «закон» и «суд» в строгом соотнесении с Аллахом. Содержание слова «ислам» позволяет раскрыть его этимология. Инфинитив islām (как и форма его причастия muslim) происходит от глагола aslama – «полностью посвятить себя». Таким образом для последователей Моххамеда религия означает полное посвящения себя Аллаху, послушание, подчинение и доверие (3). Ситуация еще более усложняется, когда мы входим на территорию верований африканских народов (4) или пытаемся ухватить сущность “Бога” в буддизме (5).
Со временем стали звучать голоса о том, что все существующие определения религии – «евроцентричны». Они противопоставляли христианство всем другим религиям. Так, открытых в XV столетии индейцев первоначально вообще считали не религиозными. Все их обряды были объявлены язычеством и осуждены. Эта дихотомия была нарушена тогда, когда исследователи получили больше конкретных и достоверных знаний о религии так называемых первобытных племен и китайцев (XVIII в.), о религии древних египтян, ассирийцев и жителей Вавилона (XIX в.) и религии шумеров, которую многие считают источником ветхозаветной религии.
Были попытки сформулировать доктринальные определения религии, исходя из их вероучительных аспектов. Однако, при таком подходе возникали трудности в оценке азиатских религий, которые более сосредоточены на внутренних состояниях (переживаниях), чем на вероучительных аспектах. Ряд исследователей пытались дать определение религии, исходя из принципиальной противоположности двух сфер: священного (sacrum) и профанного (profanum) (Дюркгейм, Отто). Выяснилось, что под это определение не подпадают многие племенные религии, не признающие принципиального различия между этими двумя сферами. Существовали попытки сформулировать определение религии путем «отделения» религии от других проявлений культуры. И они потерпели неудачу, поскольку в не европейских традициях (религии Африки и Китая, ислам) граница между религией, социальной и культурной жизнью тонка и неуловима. С развитием феноменологии религии (Хайлер, Элиаде) была предпринята попытка сформулировать религию через ее сущность. Исходным был тот принцип, что эмпирический материал предоставляет достаточно сведений для того, чтобы выразить ее сущность, проявляющуюся в многочисленных феноменах религиозной жизни.
Впоследствии и этот подход подвергся критике. Основная критика была направлена против apriori принятой установки, что есть религия. И действительно, в чем состоит сущность религии? И какой из избранных элементов религиозности является сущностным? Ведь то, что является важным составляющим элементом одной религии, в другой может иметь второстепенное значение или и вовсе быть неважным. Тем не менее, на этом пути можно достичь определенного успеха в формулировке понятия «религия». Так, к примеру, признавая невозможность определить сущность религии в принципе, можно вычленить ряд сегментов, общих для многих религий. Среди них: вера в сверхприродные существа (боги); разделение на sacrum и profanum; ритуальные действия, направленные на священные предметы; освященный божеством нравственный кодекс; характерное религиозное чувство, возникающее при встрече со священным; молитва и другие формы общения с богами; особый взгляд на мир и человека в мире; существование группы и организации, связанных с этим взглядом на мир (У. Олстон).
Сложности с формулировкой сущностного определения религии привели к попыткам дать ее иное – функциональное – описание. Однако и оно подверглось критике, так как при таком подходе всегда существует ряд функций, которые не позволяют отличить религиозные явления от не религиозных (так называемые «светские религии», напр., марксизм).
Несмотря на указанные трудности в определении самой религии, мы все же можем выделить ряд пунктов, который являются существенными для любой религии.
2. Субъект и объект религии
а. Человек как субъект религии
Религия — это личностная связь человека и Бога. Человек — партнер диалога (личность — разумная и свободная; осознает свою бренность). Если человек считает, что в состоянии исполнить свою жизнь сам, не ища ее обоснования вне себя, то такой человек не может быть религиозным. Поэтому, по сути, не являются религиозными системы, типа трансцендентальной медитации, дианетики или семинары Экхарта, предлагающие человеку «путь самореализации», основанный на раскрытии внутреннего потенциала человека.
б. Объект религиозной веры
Бог как первостепенный объект религии.
То. что специфично для объекта религии — его трансцендентность. О религии можно говорить лишь тогда, когда человек встречается с Силою или Сущностью, превосходящей его и окружающий его чувственный мир. Это — абсолютно иное качество бытия. Карл Ясперс писал: „Если бы мир был всем, то не было бы трансценденции. Трансценденция превосходит мир, она ‘над’ всем миром и ‘до’ него и называется Богом” (6).
Это не значит, что трансценденция лишена каких-либо связей с этим миром. Если бы бытие трансцендентной сущности рассматривать в категориях ее трансцендентности, то не возможен был бы никакой религиозный контакт с этой Сущностью. Она была бы бесконечно далека от человека, мира и истории. (Таков Бог деистов. Деизм часто называют „чистейшей формой атеизма”). Но Бог не только трансцендентен, но и имманентен миру.
Эта Сущность проявляет себя различным образом в мире и истории. Человек открывает Бога различными путями: рационального познания, опыт окружающего нас мира, распознание Божественного Откровения.
Важна сопутствующая человеку на протяжении всей его истории убежденность в реальном существовании Бога. Бог — это высшая ценность. Религия — это жизнь высшей ценностью. (Прагматики признавали ценность религии, но только как средства достижения других ценностей). Высшая ценность в религии определяется как святость (или на языке религиоведения и феноменологии религии — sacrum). Это всеобщее убеждение религиозных людей. Святость не только качество Божества, но — и, пожалуй. в первую очередь, — и само Божество. его суть. Поэтому, в частности, предмет религиозной веры определяется не в категориях бытия, сущности, как в философии, но как конечная цель человека. Святость является такой ценностью, которая интегрирует в себе все другие ценности: истины, красоты, добра, любви. полноты, счастья, жизни и т.д.
Перед лицом святости грешный, бренный и ограниченный человек переживает страх и трепет и одновременно влечение к святости и осознание возможности свершения (mysterium tremendum et fascinosum). Не-святой человек, грешник видит шанс своего освобождения и исполнения в Боге, в Святом.
Святость воспринимается как личностная ценность. Некоторые исследователи говорят о том, что даже в буддизме Божество имеет личностный характер.
Второстепенный объект религии. Второстепенный объект религиозной веры составляют истины о существовании духовных сущностей, сотворения мира и человека, а также религиозно-нравственных принципов поведения, благодаря чему — при помощи благодати — можно спастись.
Вера в существование духов существует практически в каждой религии.
Истины о сотворении мира и человека выражены в священных книгах и мифах, являющихся богословской интерпретацией событий протоистории, выражающих истину только об акте Божественного творения, а не о его способе.
Наконец, в каждой религии существует целая система истин веры, относящихся к правилам поведения человека, который, исполняя их, совершает волю Бога и может обрети спасение. Этот набор истин и правил, нормирующих человеческую жизнь, касается отношения человека к Богу (культ, ритуалы, обычаи), миру и другому человеку.
3. Основные религиозные идеи
Содержание религиозных верований связано с определенными идеями, характерными для религии и свойственными каждой из них. Такими идеями являются: идея Бога, творение, откровение, вера, грех, спасение, чудо.
а. Сотворение
Идея сотворения предполагает веру в предвечного и всемогущего Бога, Который актом Своей воли сотворил реальность. Эта идея общая всем религиям, хотя способы описания этого творения (космогония) могут быть различными. Человек сотворен в результате особого вмешательство Бога. Он отличен от всего живущего. Мир для него — эпифания Бога. Рассматриваемый в категориях творения мир является средством постижения Бога и первым этапом Божиего Откровения, дающего человеку возможность войти в отношения со своим Творцом.
б. Откровение
Все религии ссылаются на конкретное откровение. Бог может открываться либо непосредствено вступая в историю мира и человека, являя ему Свой спасительный план и призывая человека к диалогу, либо являя Свою спасающую волю через пророков и учителей. Обобщая, скажем, что чаще всего Бог являет Себя через разного рода знаки, которые необходимо прочитать и сынтерпретировать, чтобы дать Ему ответ в вере.
Инициатором Откровения всегда является Бог. Он Сам выходит навстречу человеку, чтобы пригласить человека к участию вЕго вечной жизни, где человек обретает свою полноту.
Содержанием Откровения является Бог, являющий Самого Себя, а также мир и человек. В свете Откровения человек является не только как партнер диалога с Богом, но и как чадо Божие, одаренное уже в зачатке Божией жизнью. В нем явлено человеческое достоинство и величие, а также хрупкость и несовершенство человека. В Откровении мир явлен как творческое дело Бога, данный человеку, а не как враждебная ему реальность. Мир следует понимать как Божий дар, усовершенствовать и преображать его. Наконец, в свете Откровения можно познать цель и смысл всего сущего, главным образом человека.
в. Вера
Религия является живой связью человека с Богом. Чтобы быть человеком религиозным недостаточно быть убежденным в существовании Бог; необходим элемент веры, упования, доверия Богу.
г. Грех
Во всех религиях существует осознание зла и греха, совершаемого человеком. Принципы нравственного поведения происходят от Высшего Существа и потому они считаются богооткровенными и выражением воли Бога. Иногда нравственные принципы поведения человека срастаются с предписаниями из сферы индивидуальной и социальной жизни человека, политическими и гигиеническими принципами, выросшими часто из естественной необходимости и чисто практических нужд. Не всегда легко отделить одни от других. Поэтому могут возникать искажения самих религиозных норм жизни.
Преступление богооткровенных норм поведения называется грехом. Грех — это зло, причененное самому человеку, так как отдаляет человека от спасения. Но человек может покаяться. В различных религиях существуют различные покаянные практики и ритуалы, направленные на обретение прощения у Высшей Сущности и примирения с Богом (покаянные молитвы и жертвы, ритуальные омовения, публичное выражение сокрушения, покаянные церемонии).
д. Спасение
Каждая религия имеет идею спасения, хотя она и может пониматься по-разному (часто очень примитивно — как продолжение земной жизни). Некоторые религии понимают спасение как освобождение от материальных, физических и нравственных страданий. Окончательное спасение может восприниматься также как соединение с Божеством и непрекращающемся счастьем в иной, трансцендентной реальности. С идеей спасения связана идея вечной жизни.
е. Чудо
Понятие чуда также известно различным религиям. Чаще всего под этим понятием сокрыто ожидание сверхъестественного вмешательства Бога в опасностях и трудных ситуациях, в которых находится человек или социальная группа. Существует убеждение, что Бог может творить чудеса непосредственно либо через избранных людей.
Чудо в религиях представляется как милостивое вмешательство Бога направленное ко благу человека — как правило благу в этой жизни, хотя в высокоразвитом религиозном сознании чудо понимается как Божественное вмешательство ради спасения человека.
Мотивационная функция чуда во многих религиях часто считается не второстепенной, но первостепенной.
* * *
Таковы основные религиозные идеи. Это не значит, что религиозная сфера ограничивается только ими. В нее входят и иные идеи, составляющие специфику той или иной религии. Вышеперечисленные идеи — некая «ось», общая для всех религий; без этих идей нельзя говорить о собственно религии.
Заключение
Мы видели, что в современной науке и религиозной практике сложились различные подходы к факту религиозного плюрализма. Вслед за А. Бронком можно повторить, что сегодня «не существует ни одной философской или богословской теории, дающей адекватное истолкование многообразия и сложности религиозных явлений (религий), типов религиозного опыта и основных религиозных идей, описанных феноменологией религии»(7) . Как и все другие термины, любые определения религии не являются ни исчерпывающими, ни ложными сами по себе. Их значение состоит в том, чтобы по возможности наиболее четко определить предмет религиоведческих и богословских исследований. Появились даже такие исследователи (У. Смит), которые декларируют необходимость вообще отказаться от употребления слова «религия», заменив его другими терминами, такими как «вера» или «коммулированная традиция». Смит заявляет: «Религия не существует, существуют религии», существуют конкретные воззрения и поступки людей, называемые религиозными. В качестве обоснования своей позиции он утверждает, что слово «религия» не отражает адекватно интенциональности религиозного сознания и не отражает реального состояния конкретных религий. Не отказываясь от понятия «религия», мы все же положительно оцениваем интуицию этого автора. Потому что, как справедливо отметил, немецкий исследователь У. Бернер, благодаря данному подходу сегодня интенсивно формируются новые подходы к изучению религии, позволяющие как открыть новые точки зрения на саму реальность религии, так и открывающие новые перспективы межрелигиозному диалогу и богословию религий(8).
Примечания:
1. H. Waldenfels. Chrystus a religie. Kraków: WAM 2004, 27-28. Оригинальное издание: Christus und die Religionen. Verlag Friedrich Pustet 2002.
2. Далее приводится краткое обобщение исследования определения религии, данное А. Бронком в его книге A. Bronk. Podstawy nauk o religii. Lublin TN KUL 2003, s. 103-127 и У. Бернером в: Leksykon religii. Red. H. Waldenfels. Warszawa: Verbinum 1997, 392-393. (Оригинальное издание: Lexikon der Religionen. Verlag Herder Freiburg im Breisgau 1987).
3. См. G. Lanczkowski. Wprwadzenie do religioznawstwa. Warszawa: Verbinum 1986, 31-33. Оригинальное издание: Einfünrung in die Religionswissenschaft. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft 1980.
4. См., например, H. Zimoń. Afrykańskie wartości duchowe i religijne jako podstawa dialogu międzyreligijnego // Dialog międzyreligijny. Red. H. Zimoń. Lublin: TN KUL 2004, 159-183; ср. В. Єленський. Нове і старе в релігіях Африки // Людина і світ, червень 1999, 43-46.
5. L. Fic. Dialog chrześcijaństwa z buddyzmem // Dialog międzyreligijnyRed. H. Zimoń. Lublin: TN KUL2004, s. 209-258, особенно 244—253.
6. Цит. по M. Rusecki. Istota i geneza religii. Warszawa 1989, s. 59.
7. Bronk. Podstawy nauk o religii, s. 307.
8. Berner. Religia // Leksykon religii, 393.