Окликнутые и отозвавшиеся

Каждому из нас знакомо чувство: мы идем по шумной улице или находимся в многолюдном месте и вдруг слышим, как кто-то произносит наше имя. Мы инстинктивно оглядываемся: «Быть может, это окликнули меня?». Часто это бывает лишь совпадение. Осознав это, мы продолжаем дальше наш путь. Но иногда может оказаться, что окликнул нас старый знакомый, с который мы давно не виделись. Тогда мы изменяем наш путь. Мы подходим друг к другу: «Я рад нашей встрече»…

На шумных улицах и в тихих загородных домах, на многолюдных площадях и в безлюдном месте у реки Бог окликает людей. Мы вздрагиваем. Мы узнаем Его голос. Мы различаем его в многоголосье толпы и шелесте листвы. Каждый из нас был окликнут. Кто пережил это, знает – это был Его голос. Однажды услышав Его голос и обернувшись на него (обратившись), мы встретились с Позвавшим: «Я рад нашей встрече»…
* * *
Закройте глаза и представьте мир, где нет вас.
Также день сменяет ночь, чередуются времена года. Шумит море, накатывая освежающую волну на разогретый песок. В реке купаются дети. Для них поют птицы в соседнем лесу. Затем приходит осень с листопадами и дождями. Радуга огромным мостом пролегает через весь ваш город. Зимой снежинки радостно сияют на солнце. Так отрадно ловить их языком, скользя по катку на коньках. Волнующий запах ландышей как знак пришедшей весны. Еще пройдет немного времени, и по дороге на дачу можно будет ломать с кустов сирень…

Но весь этот мир не принадлежит вам. Вас нет.

Люди встречаются и расстаются. Ненавидят, страдают. Любят. Восторженно замирают, глядя на мир с купола собора святого Петра и вершин египетских пирамид. Плачут на концертах. Звуки музыки пробуждают в глубине души чувство скоротечности и величия человеческой жизни. Ваши знакомые и сослуживцы исправно ходят на работу, даже «не замечая» что вашего «отсутствия». Ведь вас попросту нет. Вас нет! Ваши любимые одиноки. Им некого любить. И некем быть любимыми. Вас нет в их жизни.

Вас нет…

Теперь откройте глаза. Посмотрите на мир вокруг вас. Пусть он ослепит вас ярким солнечным светом! Пусть звуки хлынут в ваши уши! Вдохните полной грудью воздух! И выдохните в молитве: «Слава Тебе, показавшему нам свет»!

Первый дар, который мы получаем от Бога – это дар жизни. Говоря о призвании, мы должны помнить, что первым нашим призванием есть призвание к жизни. Когда голос любящего и созидающего Отца назвал каждого из нас по имени. Это был голос Творца, Призвавшего нас из тьмы небытия в чудный Свой свет. Весь мир расстелил перед нами. Он одарил нас прежде, чем мы могли его попросить Его о каком либо даре.

Итак, призвание рождается как дар – бескорыстный и упреждающий. И естественное чувство, которое пробуждается в ответ – это благодарность, благодарение, eucharistia.

* * *
Всеобщее призвание к жизни связано со всеобщим призванием ко спасению. В библейском смысле спасение означает не «спасение от опасности», как дает нам значение этого слова «Толковый словарь русского языка». Оно означает полноту жизни, полноту бытия, исполненность, совершенство в Боге, участие в Его Божественной жизни. Вот как говорят об этом Отцы Второго Ватиканского собора: «Предвечный Отец по свободнейшему и тайному решению Своей премудрости и благости сотворил мир, решил возвысить людей до участия в Божественной жизни» (Свет народам, 2). Но этот всеобщий замысел Божий был поврежден в грехопадении и человек сорвался в пропасть греха. В ответ на человеческую измену Бог остается верен себе и повторяет: «не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез 33, 11). И в этом падшем состоянии Бог не оставил людей, «но всегда подавал им спасительные средства ради Христа Искупителя».

Желая восстановить падшего Адама, Господь собирает по лицу земли Свой народ. Избрание народа Божия предуготовлено в истории Израиля. Также «во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян 10, 35). Однако в последние времена верующих во Христа Бог «решил созвать во Святую Церковь» (Свет Народам, 2), которая явилась миру в излиянии Духа Святого.

Каждый из нас, христиан, был призван к тому, чтобы стать частью Божиего Народа. Как часто мы в гордыне сердца сладострастно тешим себя мыслью о своем избранничестве: «много званых, но мало избранных» (Лк 14, 24). Вы никогда не ловили себя на мысли (я – много раз) с каким наслаждением мы поучали «невежественных» неверующих о том как «правильно» нужно верить, извращенно подменяя христианское свидетельство фарисейской надменностью?

Но ведь в нашем избрании, то есть в призвании к жизни в Церкви, нет никакой нашей заслуги! Как и в любом другом призвании. Более того, обратив в правде на себя внутренний взор, мы осознаем, что избранны мы не потому, что лучше других людей, но потому что мы хуже многих, живущих рядом с нами. Не в образном, фигуративном, а в абсолютно реальном, подлинном смысле. Мы мелочны, алчны, злобны, эгоистичны, блудливы, мстительны, завистливы…. Этот перечень можно продлить до бесконечности. Что было бы с нами, если бы Господь, проходя мимо нас, не посмотрел в нашу сторону и не окликнул по имени, как некогда неправедного нашего брата Закхея? (см. Лк 19, 1-10). Так Господь, ходил и собирал мытарей, блудниц и грешников. Ибо к ним первым приблизилось Царствие Божие. Так когда-то Господь подошел к нам и посмотрел на нас: «ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк 19, 10).

Однажды услышав Его голос и обернувшись на него (обратившись), мы встретились взглядом с Позвавшим нас по имени: « надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк 19, 5).

И мы поспешили принять Его с радостью.

«Я так рад нашей встрече»…

* * *
Церковь создана для распространения Царства Христова по всей земле. Поэтому все призванные, «как живые камни», устрояют из себя «дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Петр 2, 5).

И хотя миссия Церкви едина, но служения, подчиненные этой миссии, различны и многообразны – «Церковь осуществляется через своих членов, но различными способами» (Декрет об апостольстве мирян, 2). Призывая христиан к различным служениям внутри народа Божия, Господь хочет показать, что мы нужны друг другу; мы взаимно дополняем друг друга. Он дает нам наглядные уроки человеческой солидарности. Каждый из нас, сколь бы ни был талантлив, ограничен в своих возможностях. Только сообща, соборно участвуя в миссия Христа, мы можем «устроять из себя дом духовный».

Господь желает, чтобы его ученики были солью земли и светом мира (ср. Мф 5, 13-14). Одних он призывает к служебному священству, других – к свидетельству о Царствии в наследовании евангельских добродетелей, третьих – к служению в «домашней Церкви», семье. Призывая человека, Бог наделяет его необходимыми дарами (харизмами) для исполнения призвания. И ждет от человека ответа. Наш ответ на Божий призыв должен стать ответственным. Ответственность в свою очередь предполагает зрелость. Потому что ответственность – это способность отвечать за свои сегодняшние поступки в будущем. Чтобы принять такую ответственность, необходимо быть сформированной личностью.

Призвание требует от нас верности. Верность вообще одна из фундаментальных христианских и человеческих добродетелей. Она помогает нам возрастать в нашем призвании, сберечь и приумножить его. Благодаря верности наш ответ на Божий призыв в глазах мира становится достоверным.

Всякое христианское призвание по своей природе есть призвание к апостольству. И это апостольство мы должны понимать как личную вовлеченность во всеобщее дело спасения, которое совершает Бог. В своей отрешенности от мира (монашествующие) или погруженности в мир (миряне) мы призваны свидетельствовать о спасающем действии Бога в жизни человека. Только подлинность свидетельства, готовность идти за Христом до конца, на Крест, делает наше апостольство плодоносным. Папа Иоанн Павел II любил повторять: «Современный мир нуждается не в учителях, но в свидетелях».

В Церкви все получают и разделяют общее призвание к святости. Христиане любого положения или состояния призваны к полноте христианской жизни и к совершенству любви. Все верные во Христе должны «быть готовы на всякое доброе дело» (Тит 3, 1) и призваны стремиться к святости и совершенству, свойственным их состоянию. Водимые духом Евангелия, христиане становятся солью и светом этого мира. Подобно закваске, мы призваны содействовать освящению мира изнутри – свидетельством своей жизни, излучая свет веры, надежды и любви, являя Христа другим людям.

* * *
Мы подлинно совершаем свое паломничество по земле в последние времена. После Вознесения Христова Его пришествие в славе уже неотложно. Оно может свершиться в любой момент истории. Ходя путями истории – каждый по мере дарованному ему призванию, — мы устремлены к осуществлению своего окончательного призвания к жизни вечной в Царствии Отца. И мы устремляемся навстречу грядущему Господу: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр 22, 20).

На шумных улицах и в тихих загородных домах, на многолюдных площадях и в безлюдном месте у реки Бог окликает людей. Мы вздрагиваем. Мы узнаем Его голос. Мы различаем его в многоголосье толпы и шелесте листвы. Он звучит сперва тихо и деликатно, но затем все настойчивей и настойчивей. И вот мы уже вполне различаем зов Грядущего: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф 25, 34); «В доме Отца Моего обителей много» (Ин 14, 2); «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор 2, 9).

Наступит час – мы закроем глаза. Оставляя все, что держало нас в этом мире, мы с упованием и надеждой шагнем в инобытие….

Там, еще ничего не различая от разлитого повсюду Божественного света, первое, что мы услышим от Позвавшего нас, будут слова: «Я так рад нашей встрече».

И Он примет нас с радостью.