В наш техногенно-рациональный век, так выходит, что большую часть своей единственной и неповторимой жизни мы проводим на рабочем месте. Любимая работа забирает все силы. Какая уж тут личная жизнь? Вот и получается, что потребность в любви нам приходится реализовывать здесь же, на рабочем месте. Сегодня наш разговор пойдет о служебных романах.
«Р»: Александр, вот уже случился этот роман – какие достоинства у него есть, и что хорошего в том, чтобы иметь близкие отношения с человеком, с которым ты работаешь? И, с другой стороны, чем плох служебный роман и почему такого рода отношений лучше избегать?
Александр Доброер: Я предпочел бы, чтобы мы все же разделили служебный роман, который происходит между людьми неженатыми, и тот, в котором хотя бы один из участников – человек женатый.
Говоря о положительных чертах служебного романа, люди перечисляют общие интересы коллег, находящихся на одном рабочем месте, – они вместе поглощены решением каких-то проблем, у них есть ряд вещей, которые их сближают, больше адреналина вырабатывается в крови, что стимулирует к каким-то подвигам на рабочем месте. С другой стороны, есть те, кто отрицает положительные качества такого романа. Я отношу себя к таким людям.
«Служебный роман» – эвфемизм. Этим нейтральным словосочетанием, как и другими подобными выражениями: «курортный роман», «роман с попутчиком», – люди зачастую прикрывают достаточно неприглядную реальность – супружескую измену. Я думаю, что в данном контексте и нужно рассматривать проблему «служебных романов».
Измена – это не только моральная проблема. Это глубокая психологическая травма для участников «романа» и их близких. Измена влечет за собой целый комплекс переживаний, которые в результате отрицательно сказываются как на жизни «героев» вообще, так и на производственных отношениях в частности.
Проблема служебного романа рассматривается не только психологами. В последнее время она стала предметом пристального внимания юристов крупных международных компаний. Известно, что в США и в ряде европейских государств существует регламент при приеме на работу, определяющий взаимоотношения сотрудников. Один из пунктов такого рода регламента – недопустимость возникновения интимных отношений на работе.
«Р»: Как вы считаете – действительно ли необходимы такие правила? Влияют ли на что-то эти запреты?
А.Д: Как говорится, закон существует для того, чтобы его преступать. Это расхожее, но, может быть, не очень верное высказывание. Тем не менее закон имеет воспитательную функцию, и регламент заставляет людей задуматься о том, что они приходят на работу работать, а не флиртовать.
«Р»: Какие особенности имеет роман на работе, чем он отличается от других любовных отношений?
А.Д: Я думаю, что проблема таких отношений на работе состоит в том, что человек не в состоянии выстроить какие-то длительные, свежие, глубокие отношения дома с супругом. Любовь – это дар. Но это и задание. Ее нужно постоянно добиваться, даже в браке. Не все к этому готовы. Этому необходимо учиться. Если говорить коротко, «служебный роман» – показатель незрелости отношений.
Все мы существуем в потоке взаимных коммуникаций и некой взаимной игры. Например, мы летим в самолете, рядом с нами сидит привлекательная соседка и мы подсознательно хотим понравиться ей. То же происходит и в компании, где работают люди противоположного пола. Безусловно, они вызывают интерес. Существуют определенные культурно-обусловленные модели таких взаимоотношений, допустимые границы флирта. Но здесь важно не увлекаться, потому что очень легко потерять чувство этой границы. Когда эта граница нарушена, взаимоотношения вступают в стадию заангажированных. Они становятся предметом пристального внимания сослуживцев, дирекции, и необходимо ждать последствий.
«Р»: Почему служебные романы часто считаются чем-то неприличным и мешающим самой работе?
А.Д.: Я добирался сюда на такси – меня подвозил мужчина лет 55, мы разговорились, и я ему сказал, что будет передача на такую тему. Он мне сказал так: «Я со своей женой живу уже более 30 лет в браке и всегда вижу в ней 22-летнюю девушку, с которой познакомился. Я думаю, что мужчины, которые увлекаются другими женщинами, забыли ту свою первую любовь».
Случайнй собеседник, простой водитель сразу уловил суть проблемы: почему случаются эти романы и почему они считаются постыдными. Я бы не брался судить кого-то, потому что за каждым таким романом стоит личная судьба, которой я не судья. Я думаю, что причина таких отношений на работе состоит в том, что человек не в состоянии выстроить длительные, свежие, всегда радостные, глубокие отношения с другим человеком противоположного пола вне работы.
«Р»: Как служебный роман может сказаться на атмосфере в коллективе?
А.Д: Служебный роман поглощает внимание всех сотрудников коллектива, становится предметом слухов, сплетен и, безусловно, это не скажется положительно на работе трудового коллектива?
«Р»: Давайте рассмотрим ситуации: он – начальник, она – подчиненная. Как могут развиваться такие отношения, какой у них может быть мотив, сколько может длиться такой роман и каковы варианты его развития?
А.Д: Вариант: может закончиться блестяще. Мы знаем историю «служебного романа» Билла Гейтса и Мелинды Френч, которая закончилась положительно для героев этого романа. Но скорее – это исключение из правила. Объективно существует иерархия отношений на работе, которая сразу задает определенный тон самим отношениям. Насколько мне известно, подавляющее большинство таких романов плохо заканчивались для их участников. Один из наиболее громких скандалов последнего времени – история Пола Волфовица, председателя правления директоров Всемирного банка. Вследствие «служебного романа», получившего широкую огласку, он вынужден был покинуть свой пост под прессингом сослуживцев и совета директоров.
«Р»: Менее распространенный вариант: она – начальник, он – подчиненный. Как здесь может развиваться ситуация?
А.Д: Я думаю, что это еще более сложный вариант для перспективы отношений. У мужчины всегда культурно сложившееся доминирующее отношение. Мы знаем, что живем в мире, где меняются социальные роли, но тем не менее женщина – процветающий менеджер и одновременно любящая жена, счастливая мать – это большая редкость. Низкий поклон женщинам, которые умеют это совмещать, но сегодня это редчайшее исключение. Для мужчины несвойственно быть в подчиненной роли. Эти отношения вряд ли получат положительный финал.
«Р»: А если оба героя находятся в браке?
А.Д: Мотивы те же самые – неумение выстроить отношения у себя в семье. Перспективы могут быть какие угодно. Они могут расстаться и сохранить свои семьи, могут расстаться и потерять свои семьи, могут заключить новый брак.
Но, как мне кажется, если человек не сумел построить глубокие длительные отношения с одним человеком, он не сможет построить их и с другим. Ведь мы развиваемся, мы встречаемся юношами и девушками, живем десятилетия в браке, мы меняемся, и это требует от нас определенного труда во взаимоотношениях. Что такое служебный роман? Это желание повторить то, что уже ушло, еще раз пережить свежесть отношений. Но их же дальше снова надо выстраивать.
Если мы относимся к этому как к мимолетному увлечению, тогда должны признать, что мы вступаем во многие отношения на работе со многими мужчинами и женщинами, то есть у нас фактически существует многомужество и многоженство. И мы должны признать, что это нормальные отношения. Мы же не узакониваем, например, то, что у мужчины может быть пять жен. Мы понимаем, что это не та модель, которая нам свойственна. И тогда мы должны думать о выстраивании длительных, глубоких отношений, которые переживают свои кризисы. Кризис – это состояние живого организма, он существует для того, что бы его преодолеть и выйти на новый уровень отношений.
«Р»: А возможен ли баланс в работе и в близких отношениях на производстве?
А.Д: Поскольку служебный роман протекает, как правило, достаточно бурно, этот баланс очень трудно сохранить. Человек, имеющий нормальную, урегулированную семейную жизнь, без проблем совмещает ее с жизнью на производстве. Существует проверенная временем мировая практика: на руководящие посты крупных финансовых учреждений, компаний, политических организаций выдвигать женатых или замужних кандидатов. Это еще одно подтверждение того, что эффективно реализовать себя на рабочем месте может, как правило, человек, который живет полноценной семейной жизнью.
«Р»: А возможен ли длительный служебный роман-«невидимка»? Можно ли его скрыть от окружающих?
А.Д: Я думаю, что это невозможно.
«Р»: И что делать, если роман стал достоянием общественности? Как себя правильно вести?
А.Д: Рано или поздно это обязательно произойдет. К этому нужно быть готовым. Огласка – своего рода кризисный момент в отношениях. Но поэтому данный момент и счастливый: кризис выступает своего рода катализатором. Катализатор ускоряет процесс – «герои» романа должны сделать решающий выбор: они или окончательно уходят из семьи, или разрывают роман и возвращаются в семьи.
«Р»: Как достойно разорвать служебный роман?
А.Д: Тут рецепта нет: любой разрыв всегда очень болезнен. Но он необходим для исцеления отношений. Тем более, если в этом романе есть невидимые, «второплановые» герои, а именно – супруги, дети.
«Р»: Подобные отношения на работе – это попытка сослуживцев сделать себе карьеру за счет другого или все же настоящая любовь?
А.Д,: Я не знаю, уместно ли словосочетание «настоящая любовь» относительно к слову «роман», потому что роман по толковому словарю – это отношения не очень глубокие, хотя и могущие привести к глубоким отношениям.
Эксперты утверждают, что более 80% таких романов через год заканчиваются «ничем». Мне не известны случаи, когда люди для продвижения по служебной лестнице выбирали такой путь.
Нужно владеть своими чувствами, а не идти на поводу инстинктов. Это очень важно.
«Р»: Что можно посоветовать человеку, у которого разгорелся служебный роман, чтобы потом не было мучительно больно?
А.Д.: Часто в основе «служебного романа» лежит следующий механизм. Человек ищет лучшую работу, чтобы больше зарабатывать для своей семьи. Затем, заботясь о карьере и заработке, он проводит на работе все больше и больше времени в отрыве от семьи. Наконец, на работе появляется кто-то, кто симпатичен ему – и здесь уже один шаг до измены. Так первоначально благие намерения приводят к противоположному результату. Нужно быть предельно внимательным и не терять из виду первоначального посыла. Лучше не доводить ситуацию до служебного романа. Нужно сосредоточиться на своей семье, наново переосмыслить смысл любви и супружества. Если же «роман» случился, я бы советовал немедленно его разорвать и вернуться «на исходные позиции». Всегда нужно помнить о тех, кто рядом. Рядом с нами есть наши мужья и жены, наши дети, близкие, и золотое правило с древнейших времен: не навреди.
Источник: Интервью для ТРК «Репортер»