Встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с общественностью города состоялась вечером 22 июля в Одесском театре оперы и балета. Зал, вмещающий полторы тысячи человек, был заполнен до отказа — на встречу пришли представители городской и областной власти во главе с мэром Гурвицем, представители депутатского корпуса, священнослужители, монашествующие, прихожане. Судя по изысканным нарядам большинства дам, одесская общественность воспринимала «вечер Патриарха» как важное светское мероприятие.
В городе Де Рибаса и Ришелье, Жаботинского и Шалом-Алейхема, Кирилл говорил о руководящей роли православия в жизни Одессы: «В Одессе cуществуют многие культуры, но стержневая основа Одессы, при всей ее многокультурности, является той самой основой, которая черпает свои силы и которая опирается на мощный культурный слой, уходящий в русскую старину, в Киевскую Русь. Предполагает ли такое человеческое общежитие некие базисные основы бытия? Предполагает ли наличие некой несущей конструкции в этом многонациональном фундаменте? Я глубоко убежден, что предполагает. Что любое многообразие должно опираться на какой-то общий фундамент, на некую общую конструкцию, которая поддерживала бы жизнь многих людей, имеющих разные взгляды и разные убеждения. Но если мы говорим, что Одесса имеет опору в традиции Киевской Руси, то что мы имеем в виду? Мы имеем в виду то, что определяло облик жизни нашего народа на протяжении столетий. Мы имеем в виду, конечно, духовную традицию, традицию православия. Вот мне кажется, что православие и является этой несущей конструкцией».
Все, довольно продолжительное, выступление Патриарха вращалось вокруг этой мысли. Патриарх затронул также вопрос присутствия Церкви в публичной сфере. Употребляя массу социологических, психологических и политологических терминов, вопросов собственно богословских или хотя бы религиозно-философских оратор не касался. Он предложил своеобразную классификацию «социальных искушений», которые стоят перед современным обществом. На одном полюсе искушений находится, по его мнению, радикальный национализм (и тут Патриарх, не называя имен, в гротескной форме изложил некоторые болезненные для украинского общества проблемы, суть которых сводится к «стремлению построить благополучие своей нации за счет других»). Противоположным полюсом оказалось желание построить секулярное общество, загнав религию в «гетто», в пространство частной жизни человека (хотя непонятно, почему националист не может быть сторонником секулярного общества). Из слов Кирилла следовало, что главным законом «нашей нации» (российской, украинской?…) является Закон Божий, без исполнения которого наступит социальный кризис и государство распадется. Значительное место он уделил критике «воинствующего секуляризма» Запада, особенно возмутившись запретом Рождественских елок в одном из английских городов, что, по его мнению, чревато запретом крестов на храмах, «а мы это уже проходили».
После монолога общественность получила возможность задать Патриарху вопросы – острых, правда, среди них не было. Не успел председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда объявить о вопросах со сцены, как у микрофона в центре зала уже выстроилась общественность. Руководил ею пресс-секретарь Одесской епархии УПЦ МП отец Сергий Лебедев.
«Общественность» в самых изысканных формах благодарила Патриарха за визит и задавала правильные вопросы о роли Интернета в жизни Церкви, о значении искусства и юмора, о влиянии Церкви на преодоление нравственного кризиса в обществе. Когда одна из присутствующих в зале женщин попыталась задать Патриарху вопрос прямо из зала, ее перебили и отправили к микрофону. Случайным образом именно перед ней и был задан последний вопрос подготовленной заранее девушкой. Из-за «плотного графика Его Святейшества» другие желающие задать вопросы не смогли.
Александр Доброер для «Портала-Credo.Ru» 23 июля 2010
Фото с сайта: pda.patriarchia.ru