Прошлый год подарил нам два уникальных и поистине исторических события, участниками которых нам посчастливилось стать. Это VI Всемирный день молодежи в Ченстохове и исчезновение с карты мира советской империи. О последнем сейчас пишут и говорят много, а мне бы хотелось вернуться к первому. «Просите, и дано вам будет», — говорит Спаситель. О чем молились и чего просили те сто тысяч моих сограждан, кому посчастливилось попасть на этот праздник?… А мы, христиане, верим в чудотворную силу совместной молитвы и убеждаемся в этом на каждом шагу.
Однако, чтобы это участие в Дне молодежи дало плоды в нашей жизни, для того, чтобы оно было спасительно, мы обязаны вновь и вновь возвращаться к воспоминаниям, которые согревают нам души, к урокам, которые преподал нам Святой Отец на Ясной Горе.
Сегодня хотелось бы остановиться на словах Папы из Послания по случаю 6 Всемирного дня молодежи: «Молодые люди, не бойтесь быть святыми!».
Понимаю, насколько чуждо и непонятно звучат эти слова для наших все еще советских ушей. Однако следует потрудиться и вникнуть в эти слова, чтобы они стали призывом к реальной (для всех) святости. Думаю, что в размышлениях нам поможет сопутствовать святой Джованни Боско – один из величайших святых и педагогов, живший чуть более ста лет назад и сумевший реализовать этот идеал святости в своей жизни. И сегодня его продолжают воплощать в жизнь духовные дети святого, составляющие большую и великую семью Салезиан.
Со страниц Священного Писания Бог поощряет христиан к святости: «Святы будьте, ибо свят Я, Господь , Бог ваш» (Лев 19, 2).
А Христос обязывает словами: «Будь те совершенны, как сровершенен Отец ваш Небесный» (Мф 5, 48).
Христианское совершенство, которое можно также отождествить со святостью, строится на понимании того, что все м – дети Божии, искупленные Иисусом Христом, Сыном Божиим. Сознание этого пробуждает в нас любовь к Богу. Любовь же к Богу предполагает любовь к ближнему и борьбу за его блага. Совершенным образцом святости является Иисус Христос – Человек Совершенный. Он – идеал. Нашим заданием – главной целью – является исполнить (по примеру Господа Иисуса) задания, к которым мы призваны.
«Стать святыми не трудно», повторяли многие Блаженные. Стать святым – значит унаследовать Христа в Его верности Богу. Те, кого Церковь сочла достойными чести алтаря, унаследовали Иисуса. Однако и они (поскольку лишь Христос есть полнота святости) сумели реализовать только определенные аспекты Его святости. И вот тут, размышляя о святости, можно представить некоторые ее черты на примере святого Джованни Боско, который унаследовал Иисуса Христа , Доброго Пастыря, охваченного заботой о детях и молодежи. Почему именно на этом примере? Дон Боско является очень современным святым, и его путь к совершенству – яркий и простой –для многих из нас может стать путеводной звездой.
Полнота человечности: Дон Боско был человеком, проникнутым оптимистичным гуманизмом святого Франциска Салезского. Не пренебрегал человеческим, но освящал его, выозносил на высокий уровень. Будучи от природы человеком импульсивным, смелы и решительным, он умел и эти качества исползовать для реализации призвания. Не боролся с природой, а сделал ее источником добра. Дон Боско был открыт на все, что не было злом. К каждому относился с пониманием и уважением.
Внутренняя сила: Дон Боско был мужественным святым. Горячий и темпераментный, он все поставилна одну карту – реализацию засвоих замыслов. В своих начинаниях поступал решительно и бесстрашно. Там, где подводили человеческие качества, безумно и дерзновенно доверял Богу. Умел быстро, умно и искусно сориентироваться в любой ситуации. Своим поведением, жестами, взглядом всегда аппелироал к внутренним, лучшим силам своих собеседников, с уважением ортносился к свободе, любви и чувству добра.
Житейское чувство меры: Святость Дон Боско основывалась на житейском чувстве меры. Он был реалистом. Видел человеческие слабости и несовершенсвто. Поэтому и себя воспитывал в стремлении к уверенности и другим советовал то же. Не искал умервщлений ради них самих, изнуряющих человеческие силы. Он хотел, чтобы другие открыли в себе положительные силы для работы над собой. Умервщление и покаяние, согласно Дон Боско, — это не причинение самому себе страданий, а терпеливое и тихое исполнение того, что несет в себе каждый день.
Опыт борьбы: Уже с детских лет Дон Боско приобрел тяжелый жизненный опыт – смерть отца, бедность, непримиримость брата, скитальчество, тысячи трудностей.
Он всегда испытывал отвращение к интеллектуальному мошенничеству, долгим бесплодным диспутам и беспредметным философским размышлениям. Ко времени относился как к сокровищу, отсюда его постоянная, стремительная работа над увеличением добра и уменьшением зла. На замечание, сделанное ему в преклонном возрасте, что следовало бы отдохнуть, ответил, что сперва необходимо удержать сатану, который является источником зла в мире. Внутренняя борьба не удручала его, не изолировала, не сделала злобным,, наоборот, — позволила глубже пережить ту реальность, которая была уделом тысяч бездомных и нищих мальчишек.
Тайна улыбки: Дон Боско – это святой, полностью и без остатка доверившийся Богу через Марию Заступницу Верных. В своих начинаниях он чувствовал близкое присутствие и ощутимую помощь Марии. Сам себя он называл орудием Заступницы. Для дон Боско жизнь всегда была залита солнечным светом, поэтому не зря его называют радостным святым.
Не потому ли мы не можем никак увидеть этого света, что – из трех: разум, добро, религия – религию забываем.? Нет, я не считаю ее панацеей от всех бед. Тем более, что при нынешнем «увлечении» религией в нее обычно «ударяются». Это порождает фанатизм либо моду, ничего общего с настоящей религией не имеющих. Однако, я твердо убежден, что Без Бога нам никогда не выбраться из духовного кризиса и не решить многих нравственных, педагогических и других проблем.
31 января Католическая Церковь вспоминала святого Джованни Боско. Немало людей пришло в этот день в маленький костел на улице Гаваной (Халтурина). Не все, конечно, вставали на колени и отчаянно крестились. Может быть, для начала действительно достаточно просто тихо постоять в сторонке или присесть, всмотреться, вслушаться. Многое вначале непонятно. Да и удивительно ли, если Тайна открывается не сразу?…
…Но со временем и они смогут тихо добавить свое слово к совместной молитве собравшихся здесь людей, в силу которой они верят. И имеют на то основания.
Александр Доброер, «Вечерняя Одесса», 20 февраля 1992 года