Я не предполагал начать с комментариев, но хочу ответить на реплику Галины Александровны о том, что мы осознали проблемы нравственности и пытаемся что-то изменить: я прожил девять лет за границей, получил там второе образование, работал, и понял, что должен вернуться на Украину, потому что необходимо что-то делать. На ордене «Праведник мира» есть надпись: «Спасший человека спас вселенную». Я думаю, что сегодня мы, спасая семью, спасаем вселенную. Может быть, мы сегодня не составляем те 25% населения, которые могут изменить ситуацию в государстве, но мы живем рядом с конкретными людьми, здесь мы можем что-то изменить.
Я назвал свое сообщение «Не позволяй себя унизить». Унижение – это насилие, и формы его бывают разные. Мы знаем, что были концентрационные лагеря, где человека заставляли поверить в то, что он не человек и смириться с этим, было и есть бюрократическое насилие. Сегодня существуют еще более изощренные формы насилия и унижения, в частности, это ситуация семьи и то, как она преподносится. В качестве иллюстрации я хочу привести такой пример. Вы знаете, что в каждом городе, наверное, есть люди, которых называют городскими сумасшедшими. В Одессе недалеко от моего дома бродит мама с дочкой: о них рассказывают, что когда-то они попытались поменять квартиру и их, как сейчас говорят, «кинули». Женщина этого не выдержала и сошла с ума. Проходя как-то утром, я заметил, что тот угол, в котором они спят, огорожен маленькой картонкой. Посмотрите: у этих людей, лишившихся дома, дом остался внутри как ощущение тепла, которого они сегодня лишены. Это то, что дает семья. А сегодня нас пытаются убедить в том, что семья сегодня не представляет собой никакой ценности, с чем, безусловно, согласиться невозможно, поскольку семья, как уже говорилось, оказалась наиболее жизнеспособным человеческим социумом.
Я прошу вас: не позвольте себя унизить. Сегодня осмеяна одна принципиально важная составляющая брака. На чем зиждиться брак? Ребята, с которыми я работаю в школе, это чувствуют и безошибочно называют: верность. Ее нельзя заменить взаимопониманием, любовью, честностью, тем, что тоже необходимо в браке. Но верность является стержнем и основой семьи. Она напрямую связана с целомудрием, в том числе, и добрачным. Один американский пастор преклонного возраста рассказывал мне такую историю. К нему подошла девушка из его прихода и сказала, что хочет признаться в том, что целовалась с юношей. «Ну и что?» спросил пастор. «Это прекрасно!» «Да, конечно, но ты должна помнить, что у всего должна быть граница». Сегодня отец Кароль Майснер говорил о том, что наша сексуальность является некой стихией, и люди заявляют, что не могут ею владеть. Если мы будем переступать границы, то, конечно, это превратится в стихию, которая нас пожрет. Но она может и должна быть контролируема. Сейчас очень распространены так называемые «браки на пробу»: пожить вместе, притереться друг к другу, посмотреть, сойдемся ли характером. Не позволяйте вбивать себе в голову подобные мысли, это унижает семейные отношения. Я не знаю ни одного человека, который бы имел такой же характер, как другой человек. Мы все не подходим друг другу характерами, но это не значит, что мы не можем жить вместе. Неправда, что мы можем попробовать жить семьей. Что такое брак? Люди знакомятся, ходят, держась за руки, влюбляются, женятся, рожают детей, воспитывают их, выпускают в мир, стареют, вдовствуют и умирают – все это этапы супружества. Можно ли все это попробовать за неделю, пока родители на даче? Есть человек, которого я люблю, и я должен жить с ним 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году и так много лет – и только тогда я имею право сказать, что мы прожили семейную жизнь. Сегодня все это осмеивается, кто-то хочет уничтожить нашу семью и наше счастье. Сегодня много говорили, что подлинное счастье возможно только в семье. Отец Александр говорил о тех, кто манипулирует нами, тех, кто наживается на нас. Не стоит называть конкретных людей, организации или страны: когда Иисус спросил бесноватого «Как имя тебе?», тот ответил «Имя мне легион». Среди этих имен – и комфорт, и деньги.
Граница между злом и добром проходит не между Севером и Югом или Западом и Востоком, но через сердце каждого из нас, которое является полем битвы. От каждого из нас зависит тот выбор, который мы сделаем и то, будущее, судьба которого решается сегодня. Поэтому давайте будем любить и беречь себя, и не давать себя унизить тем, кто хочет нажиться на нашем несчастье, предлагая нам сначала противозачаточные средства, потом аборты, а после них – искусственное оплодотворение. Давайте не дадим себя унизить и вбить себе в голову абсурдные и противоестественные представления о свободе. Давайте беречь наш язык. Помните, когда-то говорилось, что люди «вступали в брачные» или «интимные отношения»? А сейчас чем они «занимаются»? Шейпингом и любовью. Так мы будем «заниматься заботой» о детях, «заниматься надеждой» на будущее, а я приглашу вас на чай, чтобы мы «занялись дружбой». Чувствуете абсурд таких словосочетаний! Но мы привыкли к ним, а наши дети воспринимают их как нормальные. Давайте беречь свой язык, давайте не позволять растоптать его, сделать бесформенным, плоским, безвкусным, ужасным и похабным. Не будем унижать себя: давайте стоять за себя и свое человеческое и национальное достоинство. Давайте защищать свою семью и бороться за своих близких.
Мы воистину достойны того, чтобы искренне любить и быть искренне любимыми.
(Александр Доброер. Выступление на Международной научно-практической конференции «Семья — надежда завтрашнего дня». Москва, 30 мая — 1 июня 2002 года).