Он не покинул своих, не бросил, не предал.
Просто однажды в пути его позвал Господь. И он поступил так, как поступал всегда – оставивил все, пошел за Его голосом. «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф 25, 34); «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор 2, 9).
* * *
Ему удалось создать нечто более фундаментальное, чем просто Институт религиозных наук (что уже само по себе достойно удивления). Он создал общину. И на основании этой общины возводил здание института.
Помню первые годы существования института – еще на территории семинарии. Все знали друг друга по имени, все жили одной большой семьей. Я до сих пор вспоминаю те дни как одни из наиболее радостных в моей жизни.
После переезда в собственное здание институт стал расти. Появились сотни студентов. Первоначальный дух изменился. Но он не перестал быть общинным, семейным.
* * *
Когда-то одна моя добрая приятельница (тоже преподаватель института) сказала мне об отце Андрее: «Уже одно только то, что он дал сотням юношей и девушек из отдаленных украинских сел и местечек возможность окунуться в совершенно иной мир, получить образование, которое без этой возможности оставалось бы недоступным для них, достачно для того, чтобы поклониться ему до земли».
В нем было это – бережное, теплое и трепетное, как бы немного стеснительное, отношение к окружавшим его. Он, действительно, многим дал шанс. Достаточно назвать хотя бы ближайших сотрудников института. Для них он был подлинно отцом. Он взрастил их от студенческой скамьи, дал возможность продолжить образование во Львове и Люблине, а затем сделал своими ближайшими помощниками.
* * *
Еще одна черта его характера: этот священник практически ко всем своим сотрудникам (невзирая на возраст и стаж знакомства) всегда обращался на «Вы». Тем самым постоянно подчеркивая в беседе достоинство своего собеседника и человеческое уважение к нему. Мелочь – но весьма показательная. Свидетельство внутренней культуры. Которой иногда недостает в наших общинах.
* * *
Уход отца Андрея Маценга обнажил и без того очевидную вещь: Институт – это был он. Очень многое было «завязано» на нем не как ректоре, а как человеке. Кто придет на его место? Окажется ли это человек с такими же высокими человеческими, интеллектуальными и духовными качествами. И главное – «болеющий» за институт. Который не только не потеряет ускорения, заданного Институту его первым ректором, но и будет в состоянии развивать его. Или это будет церковный функционер, которого назначат ректором только потому, что поставить больше некого?
Вопрос не банальный. И касается не только Городка или Каменец-Подольской епархии. А всей римско-католической образовательной системы в Украине.
Если, конечно, такая существует.
Февраль, 2008